Предыстория. Сто инвалидов на два дома
В 2012 году в новый строящийся район «Северная долина» по городской программе улучшения жилищных условий были переселены около 100 семей, имеющих детей-инвалидов. Все семьи были размещены компактно в двух ближайших к станции метро «Парнас» домах. В зданиях предусмотрены, хоть и не по стандарту выполненные, но вполне пригодные для эксплуатации пандусы. Есть грузовые лифты. На стоянках возле дома заранее были установлены знаки парковки с табличкой «Инвалид». Управляющая компания, «дочка» производящего освоение территории Главстроя, отзывчиво реагировала на пожелания инвалидов и их семей: в подъездах ставились порожки для въезда колясок, оборудовались помещения для хранения инвалидной техники.
Но район продолжал активно застраиваться и заселяться. Резко возросло количество личного автотранспорта, к которому добавлялся транспорт ремонтных бригад (дома-то новые!), автомобили, обслуживающие местные магазинчики, машины всевозможных служб доставки и оперативных служб. Плановое число жителей «Северной долины» — около 80 тысяч. А рядом уже «пристраивается» еще пяток жилых комплексов размером поменьше. Кстати, планами строительства на всю эту огромную массу жителей не предусмотрены ни поликлиники, ни даже почтовое отделение. Но это уже совсем другая история.
Понятное дело, парковочных мест стало не хватать. Вначале автовладельцы перестали обращать внимание на табличку «инвалид» под парковочным знаком, а затем по принципу «кто первым встал — того и тапки» начали вытесняться более удачливыми «коллегами» на соседнюю дорогу. Парковаться стали на разделительной полосе, тротуарах, газонах.
На нарушение правил парковки не замедлили отреагировать сотрудники ГИБДД, и начались регулярные «сенокосы». Машины стали вывозить на штрафстоянку десятками (видимо, специально для «обслуживания» «Северной долины» была открыта новая штрафстоянка в промзоне Парнас). И если поначалу блюстители автопорядка «скромничали» — вывозили машины только в светлое время суток, когда многие уже разъехались на работу, то потом начались и ночные рейды. Невидимые хозяева и протеже штрафстоянки на 5-м Верхнем проезде сыто раздули щеки: несколько часов платного хранения автомобиля им были гарантированы: пока еще владелец проснётся и обнаружит пропажу — три бесплатных часа хранения и выйдут.
Вот под такой ночной рейд и попала машина Константина Байкова. Он привёз своего ребёнка-колясочника домой вечером после 20 часов, когда все парковочные места во дворе были заняты. Пришлось ставить автомобиль снаружи дома, на единственном месте, где машина не мешала проезду, и более-менее безопасно можно было выгрузить из неё ребёнка — в двух метрах от пешеходного перехода.
Подробности для понимания. Из точки A в точку B
Рассмотрим реальную ситуацию. Инвалид-колясочник, самостоятельно управляющий автомобилем, подъезжает к собственному дому. Все парковочные места заняты. Там, где сейчас находится автомобиль, он полностью блокирует проезд. Поэтому если инвалид даже умудрится переместиться в своё кресло-коляску (нужно полностью открыть дверь, достать коляску, поставить рядом с водительским местом, пересесть, закрыть автомобиль), то он создаст автомобильный коллапс на придомовой территории.
Аналогична ситуация, если один родитель привозит на машине ребёнка-инвалида. Очень часто водитель не имеет возможности «разгрузиться», а потом вернуться и переставить машину. Ребёнок может не обладать способностью самообслуживания (как в случае с Константином и его сыном), требовать постоянного наблюдения, и оставить его одного, не важно, дома или на улице — значит подвергнуть смертельной опасности. Родственников элементарно может не быть дома, но не стоит забывать, что среди семей с детьми с ограниченными возможностями самый большой процент составляют неполные материнские семьи. То есть «на подхвате» у мамы просто никого нет. Вообще.
Но вспомним о нашем, застрявшем во дворе, инвалиде. Выхода у него два. Первый — позвонить в ГУВД по телефону 112 и попросить прислать сотрудника ГИБДД с эвакуатором, чтобы освободить незаконно занятую инвалидную парковку. По закону такой звонок расценивается как обращение гражданина в госорган. Срок ответа на такое обращение — 1 месяц. То есть никто не обязан к вам примчаться в разумные сроки «расчищать» парковочные места. Нельзя также забывать, что во многих дворах физически невозможна работа эвакуатора. Да и ожидать любви и понимания со стороны соседа, чей автомобиль по заявлению инвалида вывезут на штрафстоянку, не приходится. Можно наутро обнаружить свой автомобиль в плачевном состоянии. Был такой случай в «Северной долине».
Второй выход — припарковаться вдали от дома и добираться до него на «своих четырёх». Мало того, что это тяжело физически, задача эта может оказаться вообще не выполнимой для инвалида. В той же «Долине» планировка дворов такова, что она очень красиво смотрится с 25-го этажа. А вот для перемещения пешком она крайне не продумана. Естественно, люди быстро организовали удобные маршруты через газоны. В ответ появились ограждения, и двор стал изобиловать узкими местами, которые регулярно перекрываются неправильно (а зачастую — и правильно!) припаркованным транспортом. На коляске становиться невозможно протиснуться между плотно стоящими автомобилями. Задача попадания из точки A в точку B для колясочника не имеет решения. (Не забываем, что в варианте «лайт» подобные проблемы испытывают все мамы с детскими колясками. А молодых семей в новостройке очень много.)
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — эта фраза из «Золотого телёнка» по отношению к инвалиду должна пониматься буквально. Но очевидно это далеко не для всех. Именно поэтому фондом «Доступная планета» было решено предложить испытать все тяготы перемещения с инвалидной коляской журналистам, чтобы через рупор СМИ попытаться докричаться как до властей, череда действий которых вынуждает граждан совершать административные правонарушения, так и до игнорирующих дорожные знаки автомобилистов, чья лень с успехом заглушает голос совести.
Квест с инвалидной коляской. Четыре километра препятствий
По условиям квеста нужно было пройти маршрут от дома номер 25 корпус 1 по улице Михаила Дудина до штрафстоянки по адресу Промзона Парнас, 5-й Верхний переулок, участок номер 5. Там нужно было получить акт, с которым отправиться в Выборгское отделение УГИБДД по СПб и ЛО по адресу проспект Тореза дом 65. Получив в ГИБДД протокол, постановление и разрешение на выдачу авто, следовало вернуться на штрафстоянку, чтобы, наконец, забрать свой автомобиль. Протяжённость маршрута, если преодолевать его на машине — 22 километра (45 минут в пути). Но поскольку машина находится на штрафстоянке, по правилам квеста пользоваться можно было только общественным транспортом. В этом случае время в пути без учёта пребывания в ГИБДД и на стоянке должно было составить около 3,5 часов. При этом родителю с инвалидной коляской предстояло пройти пешком 7,5 км.
Но забегая вперёд скажем, что участникам квеста несказанно повезло — полгода назад отдел ГИБДД Выборгского района Санкт-Петербурга оборудовал рабочее место для своего сотрудника непосредственно на территории спецплощадки. Поэтому путешествие сократилось до неполных четырёх километров в одну сторону. «Гонять» в ГИБДД на проспект Тореза, а потом возвращаться обратно на штрафстоянку не пришлось. Это лишило представителей СМИ возможности ощутить «радости» поездки в общественном транспорте с инвалидной коляской. Зато позволило хотя бы некоторым дотянуть до конца маршрута: день выдался морозный, и одолели квест не все.
Константин, везомый им манекен в кресле-коляске и представители СМИ стартовали прямо от квартиры. По ходу дела познакомились с проблемами, которые встречают колясочника при выходе на улицу: высокие пороги, тугие доводчики дверей, неудобные ручки и единственная кнопка вызова на три лифта, превращающая посадку инвалида в лифт в игру в напёрстки.
Далее двинулись по территории микрорайона к автобусной остановке. Воочию убедились в том, что даже днём инвалидная парковка занята. Подивились чудесам планировки, вынуждающим вместо прямого движения совершать длинные эволюции. Удостоверились, что безбарьерных маршрутов в «Северной долине» нет.
На автобусной остановке выяснилось, что автобусы ходят раз в 40 минут (в маршрутку поместить коляску невозможно), и идут до штрафстоянки ещё 40 минут. Поэтому было принято решение в пользу пешего похода.
Нет смысла описывать весь маршрут целиком. Все мы живём в Петербурге, и все мы каждый день спотыкаемся о высокие бордюры, обходим лужи, затопившие пешеходный переход, и стоящие поперёк дороги рекламные конструкции и ограждения, втаскиваем тележки и детские коляски по ступенькам. Стоит лишь заметить, что в промзоне Парнас местами вообще отсутствуют тротуары, нет пешеходных переходов, а основные транспортные средства — гружёные фуры. Опасность движения по проезжей части пешехода с коляской очевидна.
На штрафстоянке делегацию уже встречали: один из петербургских телеканалов выходил в прямой эфир прямо с маршрута, и сотрудники тюрьмы для автомобилей посмотрели сюжет. Прессу на штрафстоянку не пустили. «Это особо охраняемый объект, — сообщил сотрудник спецплощадки. А потом добавил — Устроили цирк. Лучше бы чем-нибудь полезным занялись». Вероятно, ценность своей деятельности он сомнению не подвергал. Впрочем, далее он был предельно корректен, быстро оформил документы и даже предложил оплатить «услуги» картой. То есть не расстаться с деньгами автовладельцу сложно (не забываем о ночной эвакуации), а вот расстаться — легко и удобно.
Следом состоялось предельно корректное общение с сотрудником ГИБДД. Представитель власти пожурил Константина за опасность, созданную для пешеходов неправильной парковкой. К слову сказать, пресловутый пешеходный переход упирается в забор новостройки, и им практически не пользуются, тем более — ночью. Проникнуться отцовскими проблемами правонарушителя сотрудник автоинспекции не смог. Только несколько раз переспросил: «Вы действительно дошли сюда пешком?»
В общем разговор напоминал беседу глухого с идиотом: оба прекрасно знают, что эвакуация никому не мешающих автомобилей от родного дома — просто заработок, но при этом старательно говорят о другом. Наконец, счастливый Константин, погрузив коляску и манекен в машину, выехал к замерзающей за воротами прессе.
Итог дня для автовладельца: минус 3000 рублей штрафа и 5420 рублей за эвакуатор и хранение автомобиля, 3 часа потерянного времени. Далее предстоит обращение в суд, в попытках доказать, что остановка у перехода была вынужденной. А это опять время и нервы, которых у родителей особых детей и так не много.
Константин с сыном Олегом — опытные путешественники. Поэтому четыре километра пешком по городу для них — не проблема. Летом. Очевидно, что если бы на месте манекена находился живой ребёнок, то он однозначно замёрз бы и простудился. Были бы слёзы, были бы измученные неровностями пути ягодицы, была бы элементарная невозможность сходить в туалет. Одинокой маме с ребёнком-инвалидом, чей жизненный эпизод и пытались смоделировать во время пресс-тура, пришлось бы ещё тяжелей.
Сухой остаток. Беседа с депутатом
По мнению директора фонда «Доступная планета», многие проблемы инвалидов, высвеченные во время пресс-тура, требуют изменения законодательства, то есть, являются предметом законодательной инициативы. Именно поэтому Константин Байков обратился к депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Павлу Солтану, чтобы обсудить возможности законодательной защиты прав инвалидов и членов их семей.
Во время продолжительной беседы затрагивали, конечно, не только вопросы, связанные с инвалидным транспортом и стоянками. Очевидно, что корректировки требуют и планы строительства жилых комплексов, как в части организации доступной среды, так и в части обеспечения достаточного количества парковочных мест для всех жителей. Панацеей могут стать обязательные подземные паркинги и вертикальные парковки. Не менее важен неформальный контроль проектов будущих зданий и сооружений на предмет доступной, а лучше, универсальной, среды при участии сообществ самих инвалидов. Дорогу осилит идущий, и многое в законодательном регулировании этой сферы уже делается. Ратификация Россией «Декларации о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН, требует гармонизации российского законодательства с этим международным правовым актом. Что и происходит.
Но, как говориться, «дьявол кроется в деталях». Вот эти детали и обсуждали Байков и Солтан. По ходу беседы стало ясно, что среди инвалидного транспорта чётко выделяется три категории: автомобили, принадлежащие самим инвалидам и членам их семей, временно использующийся для перевозки инвалидов транспорт (машины друзей, родственников, волонтёров, обычное такси), и коммерческий и общественный транспорт (школьные автобусы, социальное такси, автомобили благотворительных организаций). Собеседники пришли к общему мнению, что для использования на первых двух категориях транспорта разумно было бы выдавать инвалидам знак государственного образца, имеющий индивидуальную привязку к конкретному инвалиду: пользуется инвалид собственной машиной — установил знак стационарно, приглашает помощника со своим авто — кладёт свой знак ему под стекло. Для третьей группы — транспорта регулярных перевозок — правила, вероятно, должны быть другими. Как и правила парковки.
Вот о парковках в заключение беседы и сказал Павел Солтан: «Прежде всего, необходимо законодательно урегулировать вопросы организации парковочных мест для инвалидов во дворах жилых домов».
В общем, всем ветвям государственной власти, общественным объединениям и социально ориентированным НКО предстоит еще много работы. И только время покажет, была ли акция «Доступной планеты» результативной, или инвалидное сообщество издало очередной «крик в никуда».